ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОСАЛОНОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТЕХЦЕНТРОВ.
Проектирование автосалонов и автотехцентров – это разновидность проектной деятельности компании НЕОКА, которая предполагает выполнение проектных работ по комплексному проектированию предприятий, обслуживающие автомобильную технику, к которой также относятся:
• проектирование гаражей и автостоянок (проектирование зданий и сооружений для хранения автомобилей);
• проектирование зданий для обслуживания автомобилей (станции технического обслуживания, автомойки, автозаправочные станции).
Крупные индустриальные изменения конца 19 и начала 20 века привели к появлению большого количества новой промышленной продукции, у которой не было сформировано культурной истории производства и собственных традиций. В результате этого масса серой обезличенной продукции наводнила индустриально-развивающиеся страны, товары различных компаний не имели собственной идентификации, позволяющей выделиться из ряда себе подобных.
Не обошли стороной эти тенденции и одну из самых значительных и знаменательных вех развития промышленности того времени, – появление автомобилестроения, оказавшего влияние на все современное жизнеустройство. Новой отрасли пришлось формировать свои традиции, способы коммуникации с другими категориями промышленных и общественных объектов.
XX век был богат на масштабные события, заставившие людей пересмотреть свои взгляды на многие события, имевшие последствия для всей картины Мира, повлиявшие на все общественное устройство и сформировавшие новые идеи и символы. Люди стали хотеть видеть в своей жизни вещи, которые несут в себе некий посыл, оправдывающий их существование, и делают этот мир лучше, чище, правильнее.
Все это коренным образом повлияло на вектор развития промышленности, как на гаранта обеспечения общества продуктами жизнедеятельности, в том числе и на автомобильную отрасль, которая, чутко реагируя на общественные настроения, вплетала эти тенденции в свою стратегию.
Сегодня большинство крупных производителей автомобилей имеют собственную идею, сформированный концепт своего послания обществу, который они хотят донести своей продукцией. Обычно это преподносится как цельная картина, в состав которой входят: корпоративная этика, язык общения, ценности, отношение к семье и детям и т.д. Каждая из этих составляющих находит выражение в презентационной информации, технических и стилевых решениях, оформлении сопутствующей атрибутики, архитектурных и конструктивных решениях. Все это в совокупности получило название «фирменный стиль».
Например, ядром этого посыла может быть идея передовых технологий и авиации, как в случае с компанией SAAB, или идеи безопасности и умеренной роскоши, как в случае с компанией VOLVO. Большинство этих идей берет исток из истории зарождения и развития той или иной марки автомобилей. Этот вектор, преломляясь через призму сегодняшних потребностей, передает актуальные веяния, позволяет производителю автомобилей идентифицировать себя.
Проектирование автосалонов и автотехцентров осуществляется в точном соответствии с фирменным стилем – это первостепенная важность проектных работ данного направления. Поэтому, разрабатывая каждый проект автосалона (автотехцентра), специалисты проектной организации НЕОКА видят свою цель не только в создании узнаваемого и запоминающегося архитектурного образа, но и в, большей степени, корректной передаче того, что производитель «хочет сказать людям».
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОСАЛОНОВ (АВТОТЕХЦЕНТРОВ)..
Согласно правилам организации проектных работ проектирование автосалонов (автотехцентров) осуществляется на основании технического задания (ТЗ). Некоторые производители автомобилей, к примеру, компания Peugeot, для которой проектная организация НЕОКА разработала проект реконструкции автотехцентра, для формирования под своим брендом дилерской сети салонов продаж и специализированных центров технического обслуживания разработали четкие стандарты образования форм, применения цветов, вывесок и т.д. В данном случае проектирование автосалонов (автотехцентров) становится шаблонной операцией "сборки" из готовых, ранее сформированных элементов. Это значительно упрощает проектную работу, сокращая ее до процесса приведения этих вводных данных в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы РФ.
Однако подобная практика не имеет общего распространения и в других случаях техническое задание отсутствует. В таких ситуациях проектирование автосалона (проектирование автотехцентра) начинается с общего анализа компании - выделяются отличительные и характерные для конкретной автомобильной компании особенности и идеи, которые в дальнейшем ложатся в основу формируемого архитектурного образа и технического задания.
Проектирование автосалонов по праву можно отнести к работам по проектированию многофункциональных центров обслуживания сферы автомобильного транспорта. Современные тенденции развития отрасли продажи и обслуживания автомобилей с каждым днем все более склоняются в сторону предоставления комплексных услуг, включающих как продажу, так и техническое обслуживание, размещение зон питания и отдыха и т.д. Очень распространенным решением является совмещение автосалона и центра для последующего обслуживания автомобилей. Такие решения нацелены на одновременную реализацию нескольких задач. С одной стороны – это выражение заботы о своих клиентах, в результате чего люди хотят возвращаться именно в «этот» салон, и рассказывают своим друзьям, знакомым о компании. С другой стороны – это дополнительная возможность получения финансовой выгоды.
Многофункциональность накладывает дополнительные требования и условия, которые должны учитываться на этапе проектирования автосалона. По этой причине, помимо формирования архитектурного образа, другая, не менее важная задача проектирования автосалона (автотехцентра) заключается в создании внутренней объемно-пространственной среды, также передающей идеи автомобильной компании.
Опираясь на современные тенденции, мы выделили некоторые особенности, которые учитываем при проектировании автосалонов:
• фирменный стиль компании (автосалона) является основополагающим фактором в формировании архитектурного образа здания;
• технологические решения – основной фактор, определяющий объемно-планировочное решение здания;
• функциональное зонирование помещений, в состав которых входят:
• выставочный зал;
• сервисные помещения (комната клиента, кафе, автотехцентр (цеха, мойка));
• административный блок;
• складские помещения;
• возможное размещение подземной автостоянки.
• конструктивные элементы здания – шаг конструкций и пролет здания полностью зависят от габаритов, выставляемых на показ автомобилей и вместимости автосалона;
• современное инженерно-техническое обеспечение здания;
• мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания;
• благоустройство территории, размещение гостевых автостоянок и отрытых автостоянок постоянного пользования.
Особо хотелось бы обратить внимание на важность соблюдения пожарной безопасности применительно к данной категории зданий. Актуальность этого вопроса обусловлена тем, что проектирование автосалонов (автотехцентров), – это направление проектной деятельности, в значительной степени смежное, а зачастую и интегрированное в проектирование общественных зданий, и, в меньшей степени, в проектирование промышленных зданий. Обе эти категории зданий требуют обеспечения повышенного уровня пожарной безопасности. По этой причине наша команда специалистов выполняет проектирование автосалонов и автотехцентров, уделяя особое внимание соответствующему разделу проектирования, – пожарной безопасности.
В завершении хочется сказать, что проектирование автосалонов (автотехцентров) представляет значительный профессиональный интерес для компании НЕОКА, так как такие проектные работы всегда связанны с новыми технологиями, нестандартными инженерными решениями и возможностью обмена проектным опытом с иностранными партнерами.